Страницы

вторник, 3 марта 2020 г.

Как Венесуэла превратилась из одной из богатейших мировых стран - в самую бедную.

История от Даниэля ДиМартино. 

Его дед отплыл из Испании в феврале 1956го. Бросив вообще все, он отправился на заработки. Но не в США, а выбрал Венесуэлу. Как и другие 800 пассажиров того парахода, кто-то нашел работу, кто-то открыл бизнес. Отправляя деньги своим родственникам в нищую Испанию.
Сегодня в это сложно поверить, но в 50-е Венесуэла была 4-й богатейшей страной в мире. И спустя 60 лет, этот рай постепенно превратился в ад, исторгающий беженцев.

Виченте, дед Даниэля - не закончил даже школу, но пристроился в автосервис, где потихоньку откладывал и умудрялся подкидывать деньжат своим пяти братьям и сестрам оставшимся в Испании. Потихоньку он накопил на собственный гараж с автомойкой. Как и многим другим работягам - это не было слишком сложно, если не лениться. Даже без образования. И вся эта красота - была благодаря нормальной экономике - минимальные регуляции, легкость ведения бизнеса, низкое налогообложение и высокая защищенность частной собственности. У руля был Маркос Хименес, которого можно было бы назвать диктатором, если бы не вышеперечисленное.

В 1958г Венесуэла стала демократией. И встала на рельсы социализма. В 1976г Карлос Перез национализировал нефтянку, пустив ее доходы на социалку. В следующее десятилетие нефтяная отрасль провалилась на 40%. И несмотря на доходы от нефти - государство все плотнее забиралось в долги. Что привело к инфляции, которую пытались лечить контролем цен и валюты. Ну и конечно - больше национализации! Государство подминало под себя все больше отраслей. В 80-е и 90-е - была сплошная стагнация экономики.

Подкосило это и бизнес Винченте. Регулирование цен сделало его гараж нерентабельным. Но к тому времени - он уже построил небольшой жилой дом на 4 квартиры. И сдавал три из них. На что и жил. Недолго, впрочем. Под очередной социальный проект - постройку больницы, его дом был изъят по цене далекой от рыночной. Больницу, впрочем, они тоже не построили.

В середине 90-х правительство под давлением МВФ было вынуждено пойти на облегчение экономики и введение рыночных мер. Приватизировались некоторые отрасли, привлекались частные инвестиции в нефтянку, устранили валютный контроль и регуляцию цен и даже сбалансировали бюджет. Нефтянка поперла вверх, инфляция резко тормознула, экономика и обстановка с безработицей - резко улучшились. Но поздно.

Политики привыкли к коррупции, а народ - к халяве. И всего через два года после реформ избирают Чавеса. Радикального социалиста, обещавшего сокрушить богатых, перераспределить доходы от нефтянки, и халявное жилье каждому.
"Мой дед помнил людей, которые говорили - Весесуэла это не Куба, тут такого быть не может! Они отвергали критику тех, кто говорил что эти политики приведут к катастрофе."

Ну они и привели. Чавес, а потом и Мадуро усилили пресс частной собственности, налогами и регуляциями задушили бизнес наглухо. Что в итоге привело к худшему гуманитарному кризису в западном полушарии. Более 5млн человек покинуло страну.

Многие голосовавшие за социализм - пожалели, познакомившись с ним вживую: "Мы были богаты, но не знали об этом. Так что если кто-то скажет, что мол США это же не Венесуэла - ага, напомните им, что мы тоже говорили что-то похожее."
Source.

Комментариев нет:

Отправить комментарий