Страницы

понедельник, 14 июня 2021 г.

Коммунистический факап в США 19 века. Или левые идеи лажали еще когда это не было мейнстримом.

Ферма Брука и другие эксперименты утопистов-коллективистов 19 века еще тогда доказали - что уравниловка и социализм в целом - не работают. 

Для начала, я бы поделился историей из моей молодости. Практически пол века назад, в средней школе, был у меня друг-мечтатель. Из тех, в которых сложно вбить толику здравого смысла. Большой любитель научной фантастики, и когда мы сидели в столовой он с жаром рассказывал какая могла бы быть жизнь на других планетах. Он был крайне искренним и захватывающим в эти моменты. В один из таких дней, я с каменной рожей предложил ему заканчивать фантазировать, и претворить это все в жизнь - спроектировав и построив космический корабль, и отправившись на планету по своему выбору. На удивление - он воспринял этот совет со всей серьезностью. 

Через несколько дней он сказал: "Готово". Что он мол спроектировал корабль и даже притащил уже чертежи. С этими словами он достал здоровенный лист оберточной бумаги со своим дизайн-проектом космического корабля в целом, и кокпита в частности. Там была кнопка для всего. 

- Слушай, ну это ж не план, это просто куча кнопок с названиями чего-то на них. - рассмеялся я. 

- Но здесь же есть все! Вот взлет, вот посадка, уклонение от астероидов... все что нужно! 

И там была даже универсальная кнопка "решить проблему", для неучтенных проблем, которую он считал ваще офигенной инновацией. 

Но что меня поразило уже тогда, это вовсе не проработка деталей "чертежа" моего друга, а его полная неспособность понять бредовость этого прожекта, что он никак не тянет на главу НАСА в свои 14 лет. Он был что называется "верующим до мозга костей", без малейшего шанса к переубеждению и полным иммунитетом к критике. 

Наши пути разошлись после школы, но уверен - его "корабль" никогда не оторвался от поверхности Земли. 

История честная, и неплохая метафора для описания ситуации с опытом десятков коммун в США 19 века. В своей книге "Ферма Брука: Темная сторона утопии." историк Стерлинг Ф. Делано описывает что таких экспериментов было не менее 119 с 1800 по 1859. 

Эти комунны основывались разномастными идеалистами, недовольными жизнью в текущем ее виде и свято уверенными, что уж они то точно знают как построить более справедливое сообщество. Многие - были открытыми коммунистами или социалистами, и почти все - старались уменьшить влияние капитализма, индивидуализма, классовых различий, частной собственности и конкуренции, заменив их на модную идею коллективного сотрудничества. Некоторые были религиозными, но большинство - считали себя продвинутыми и светскими. 
Результат? В эссе "Утопии: От мечты к кошмару" 1972г Александр Винстон резюмировал их так:
"Утописты рисуют статичное сообщество, с тщательным планированием решающим все ключевые проблемы в обществе. Вера в общественное владение и управление всей собственностью. Исчезает конкуренция за рабочие места и рынки. Ослабляются семейные связи, а воспитание детей государством - принимается за данность. Все потребности планируются наиболее к тому пригодными...
В утопии - работают все, женщины - наравне с мужчинами. Всего 4-6 часов, и рано выходят на пенсию - лет в 50. Нужды людей - спартанские, и все наслаждаются простой и достойной жизнью. Нет поводов для ссор, атмосфера дружелюбная, преступность мала и заболевания редки. Прекрасное целое, составленное из прекрасных отдельных элементов...
... С одной единственной проблемой - как всего этого добиться? Ответов на это у утопистов обычно нет, и вопрос старательно избегается. Поэтому, утопия это всегда "где-то там": далекий остров, посреди диких джунглей, на других планетах или в столь же отдаленном будущем.

У большинства философов-утопистов дело никогда не заходило дальше чернильницы в реализации их идей. Но другие, не менее 119 сообществ, зашли чуть дальше и реально попытались воплотить в жизнь свои идеи и убеждения. Можно конечно отдать им должное, что они вложились деньгами и временем в реализацию своих идей, но результаты были удручающе мрачными. 

Британский промышленник Роберт Оуэн среди наиболее известных коммунист-утопистов 19 века. Заработав состояние на шерсти в Британии, переехав в США он решил что самое время и место воплотить грандиозный план по созданию кооперативных коммун. Как обычно, проблема лежала в человеческом факторе - кого привлекали эти идеи прежде всего. Винстон пишет: 
"Коммунальная система Оуэнса давала всю полноту власти наиболее кривым методам. Они ничем не могли управлять нормально, мельницы, лесопилка, кожевенное производство, кузня - на любые проблемы у них главный ответ - написать новую конституцию еще раз или выдать мотивирующую речь. Производителям же эти простои были как серпом по фаберже. Френсис Райт проинформировал письмом Оуэна: "Ваша кооперация едва не убила нас!" и съехал из комунны. В течение всего двух лет все 14 комунн Оуэнитов прекратили свое существование."

Из всего множества экспериментов утопистов наибольшего успеха добились на ферме Брука. Начали они громко, в 1841г всего в нескольких милях от Бостона, с привлечения выдающихся литераторов своего времени, таких как Натаниэль Хоторн и Ральф Вальдо Эмерсон. Строго капиталистическим методом они продали акций на 12.000 баксов (что более чем солидно, по тем временам - аналог сегодняшних 365.000). Начали они основав школу, быстро завоевавшую популярность.
 - Наша цель, - заявляла помощница основателя этой колонии Чарльза Рипли, Дана Чарльз - Буквально построение рая на земле. 

Рипли и его команда разделили всю деятельность на ферме на шесть направлений: Образование, внутренние работы в жилых помещениях и вокруг, фермерство, производство и отдых. За редким исключением - всем платилась одинаковая зарплата независимо от того в каком из этих подразделений они работали. Почему 6 а не 7, 10 или 22? Напомним, что несмотря на прославление центрального планирования - люди остаются людьми и довольно ограничены в своей производительности, так что стараются не переусложнять. Планировать свою жизнь - это задача на полный рабочий день. Планирование же жизни всех - ведет к упрощению и усреднению концепций. Ну вроде того "космического корабля" из предисловия.

В бескорыстном "общественном духе" и с "братским сотрудничеством вместо конкуренции" не будет классового деления или неравенства доходов. Все будут жить в мире и согласии (что, как читатели знают, популярная концовка многих сказок). 

Ферма Брука не была изначально полноценно социалистической или коммунистической концепцией. К его чести - Рипли не ограничивал людей в выборе работы. Можно было выбирать из списка доступных дел любое. И даже если на работу записывалось слишком много людей - это решалось ситуативно, по месту, в диалоге. Рипли был против любых ограничений на свободу слова, равно как и против полного упразднения частной собственности. В его представлении коллективизм и индивидуализм должны были образовать сбалансированное сочетание на ферме Брука. 

 Однако, в центре жизни комунны стояла концепция ухода от личной ответственности. В чем то она объединяла публику, мол никто не должен страдать от совершенных ошибок. Как описывал это журналист Джей Ти Кодман: 
"Превыше всех стояла доктрина интернационала. Это была их религия - что человеческая раса едина и неделима, скована цепями прочнее стали. Едины и неделимы. Один разум. Одно тело. Одно предназначение. Если страдает один - все страдают. Если один преступник - все соучастники. Если один - извращенец, все - развратны. Один помер - все в трауре. Один беден - все страдают от его бедности." 
С одной стороны может показаться разумным, что ошибка одного размазывается на все общество, но на самом деле побочный эффект этакой социалистической безответственности - это рост безответственных поступков и снижение числа ответственных людей одновременно. Извините, но как и большинство людей, рано или поздно я бы сказал "с меня хватит!". 

Есть кое-что общее в этих утопических экспериментах полагавшихся на эксцентричных чудаков и неудачников. Как и в эксперименте Оуэна ферма Брука так же привлекла чрезмерное их количество. Они привлекли профнепригодного бывшего министра который не справился со своей прямой деятельностью, обанкротившихся предпринимателей, которые винили в своих проблемах конечно же рынок, "артистов" разных жанров, рассчитывавших протанцевать или нарисовать свою дорогу в жизнь, молодежь "в поисках себя", и как минимум одного реформатора, который проповедовал отказ от денег (вероятнее всего, потому что не был способен заработать их сам) и чертову прорву прочих недовольных. 

Как описывала экс-министра жена Рипли: 
- Он был бы несчастен и в раю, если б не мог оттуда убраться. 
Другого чудаковатого утописта оттуда описывал историк Чарльз Кроу как самого фанатичного модника: "Он отказывался от эксплуатации коров и потому не пил молока, и искал социально приемлемую замену обувной коже." 

Рипли сам быстро осознал что попытка смешать индивидуализм с коллективизмом как то не задалась. И через три года, решил удариться в полный коллективизм - из огня да в полымя, другими словами. С ростом внутренних разногласий и накоплением финансовых проблем, в 1844г он решил радикально сменить концепцию, применив теорию французского социалиста Шарля Фурье, автора концепции феминизма. Который постулировал идею реорганизации общества согласно "научному" подходу. Он предположил что идеал - это комунны менее 2000 человек (фаланги) внутри которых люди будут взаимодействовать во имя всеобщего блага. Жизнь должна быть организована так, что все делается совместно - приемы пищи, работа, отдых. И жить предполагалось им в общаге, где все - общее, считая присмотр за детьми. Этот "коммунианторизм" должен был в теории развивать гармонию в отношениях людей, предотвращать эксплуатацию человека человеком, и убрать изоляцию семейной жизни и сместить фокус человеческого внимания на общее, вместо личного. 

В утопии Фурье никто не мог бы сказать: "Не твое дело!". Потому что все - дело всех. Вечерние лекции должны были дополнительно поддерживать эти альтруистические взгляды. Фурье, впрочем, никогда не объяснял что тут конкретно является "научным". Он в чем то похож на моего товарища из школы в предисловии, та же непробиваемая уверенность в проекте. Ну и конечно же его прогнозы, какова будет жизнь после внедрения этих новшеств: "Человечество будет жить до 144 лет, моря станут лимонадом, новое северное сияние согреет полюса, а войны сменятся соревнованиями по поеданию сладостей между гастрономическими армиями." 

Резюме Александра Винстона опять же: 
"Ученики Шарля Фурье поставили в общей сложности не менее 27 экспериментов. Фурье основал свое учение не на человеке, а на абстрактном Общем Благе. Соберите 2000 человек, поселите их в одну общагу на территории в 1600 акров, управляемой коллективно, свозите все произведенные ими товары в один склад, где их будут выдавать по рабочим талонам. В видении Фурье - в итоге все человечество должно уместиться в три миллиона такиъ фаланг под управлением одного Омниарха в Константинополе. В итоге все коммуны загнулись от некомпетентности, конфликтов и откровенного идиотизма."

В общем, Фурьеризм окончательно похоронил ферму Брука менее чем за три года. Квази-социализм Фермы стал более жестким и требовательным. Они начали тонуть буквально в декретах, указах и правилах, что отпугивало участников, начавших валить. И даже писатель Натаниэль Хоторн, один из инвесторов проекта, в итоге подал в суд за невыполнение обещаний и потребовал возврата средств. И это стоило немалых средств для фермы Брука.

Как требовала доктрина Фурьеризма - ферма Брука начала возведение мега-проекта: жилья на всех, включавшего в себя салоны, читальные залы, столовые на 300 посадочных мест, конференц-залы и даже общественную пекарню. Но социалистические идеи Брука тут вступили в контакт со страховыми случаями перечисленными в рубрике "форс-мажоры". И практически завершенная, но незастрахованная конструкция полыхнула, сгорев дотла в в марте 1846г. Год спустя, окончательно обанкротившееся предприятие ушло с молотка. Но они все равно продержались дольше любого другого проекта утопистов - целых 6 лет. 

Рипли из энергичного реформатора к 1869му разочаровался в идеях реформации человечества извне, превратившись в безразличного ко всему старика. В общем что в очередной раз продемонстрировала ферма Брука и другие социалистические эксперименты - это нереалистичная попытка игнорирования человеческой природы - замена увещеваниями стимула, триумф намерений над результатом, благих намерений над реальной эффективностью. Это разница между реально рабочим космическим кораблем и его изображением подростком. 

Сегодняшние социалисты - реально просто ксерокопия коммунитаров 19 века. Те же анти-капиталистические и анти-индивидуалистические взгляды. У них большие планы на переустройство мира, если он только прогнется под эти планы. Но в отличие от коллег из 19 века, они не пытаются построить очередную локальную утопию через добровольное участие. Вероятно - потому что догадываются, что это работать не может и не будет. Поэтому - они жаждут ферму Брука с Берлинской стеной вокруг и вышками по кругу. Казалось бы, что может пойти не так?

Вот, перевел статейку. В целом - полностью мое мнение покрывает. Слишком утопичны социалисты в массе своей. Ну и забавно что СССР наступал на грабли, которые были опробованы 50 лет до него как. 
Очень смешны идеи коммуналок, пардон, коливингов. Особенно в разрезе улучшения взаимоотношений. 
Опять же, меня здорово забавляет нежелание левых построить свою комунну и показать "как надо". Взяли бы, собрались на дальневосточном гектаре да устроили маленький коммунистический рай. Правда я то отлично представляю, что разосрутся еще на этапе планирования. 
Ну и то что эти начинания привлекают какой то адский биомусор всегда - тоже показательно. Тут вон что ни задержание какой нибудь антифы - так клейма ставить некуда. Уголовник, педофил, наркоман, и тыды. По воспоминаниям прабабки - основные революционеры в селе тоже были еще те - голытьба да картежники, ни к какому труду не пригодные. А вот поди ж ты. 
И конечно на этом фоне очень смешно читаются всякие спасатели СССР. Убил Брежнева/Горбачева/Хрущева - и опа, страна спасена. Мне всегда вспоминается тут анекдот про покраску коровников в зеленый цвет, при падеже скота. "Не помогло? Ну ничего, у меня еще много хороших идей." 

5 комментариев:

  1. Не согласен. Всё работает, в пределах рамок своей применимости. Даже таблица Менделеева имеет рамки применимости. Недавно читал про эксперимент с социальным жильём в США. Так ведь проблема не в жилье была, а в контингенте его населяющем. С самими домами всё было в порядке. Так и с коммунистическими идеями. Они работают в рамках своей применимости. Как и капиталистические идеи. И любые другие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так в том и поблема - социальное жилье и контингент привлекает соответствующий. Социализм - аналогично. Кого могут привлечь идеи перераспределения и "отнять и поделить"? Уж точно не тех кто успешен и привык добиваться всего сам.

      Удалить
    2. Ты слишком категоричен и к социальному жилью, и к контингенту, и к себе, и к капитализьму, поверь мне.

      Удалить
    3. Капиталист не только хищник, он в первую очередь сам по себе потребитель, а когда ресурс потребления исчерпывается? Правильно, начинаем лечить сифилис зелёнкой или жаловаться. А необходимость воссоздания, в первую очередь человеческого ресурса, даже в головушку не приходит. Всё дайте, да подайте, купите, ввезите, импортируйте. Людей надо профобучать, и давать начальное трудоустройство. Или работать будет вообще некому. Если полностью нет социальной направленности, или она половинчата, то наступает такой момент люмпенизации, когда уже никакая охрана не поможет. Поможет только эмиграция. А потом наступает так называемая разруха. То есть массовая деморализация населения к производительному труду. Любому. Ну а с коммунами - можно взять человека из пустыни, деревни, но забрать деревню или пустыню из человека - колоссальный труд. Коммунаров не найти на улице. Их надо выращивать. Да что там коммунаров. Х.Асад столкнулся с тем, что даже не всякого араба можно поселить в городе. Хотя пристроить к стройке можно. Точно так-же нельзя найти на улице более-менее квалифицированного рабочего.

      Удалить
  2. И не надо быть таким суровым к своему другу. В 14 лет это нормально, вот в 34 это гораздо веселей! :)

    ОтветитьУдалить